<< На главную

Об искусстве берестяной мозаики



Береста – удивительный природный материал, широко применяемый в народной культуре. Его свойства удачно сочетают в себе свойства дерева (слоистость, смолистость), кожи (гибкость, пористость, теплота при контакте, возможность тиснения) и даже ткани (декоративная, слегка объемная фактура поверхности). Береста легко принимает покраску при сохранении всех свойств, легко обрабатывается, долговечна, гигроскопична, гигиенична. Все это уже давно сделало ее основой для изготовления множества декоративно-прикладных и утилитарных предметов: от туесов, плетеных коробов и игрушек до изящнейших резных шкатулок и подвесок. Но как бы ни был длинен список традиционных применений бересты, он все же не исчерпывает всех возможностей этого чудесного материала.

В процессе создания берестяных поделок у мастера всегда остается довольно много обрезков разной формы и размеров, и у автора однажды возникла мысль тонировать их различными красителями и попробовать выкладывать из них мозаичные композиции. Первые же опыты показали, что при использовании бересты в качестве основы для мозаики она выявляет свои лучшие качества. Отличие берестяной мозаики от т. н. "технической" (картон, спички, семена и проч.) видно с первого взгляда, так же, как и от классических смальты, керамики, природного камня. Уникальная фактура внутренней поверхности березовой коры отчетливо проступает и через два-три слоя акриловой художественной краски, даже становится заметнее, чем на неокрашенной бересте; ощущение бархатного тепла при этом сохраняется в любых тонах, включая синюю гамму; готовая мозаика, выложенная из элементов толщиной 0,5 - 0,7 мм с плотно подогнанными швами, являет глазу особое изящество и утонченность. Если же брать пластинки большей толщины, 1 - 2 мм, то после затирки восковой мастикой или покрытия лаком (рис. 1) можно добиться близкого сходства с керамикой (и даже смальтой), но стремление к имитации не является, на наш взгляд, верной целью. По первым наблюдениям, берестяная мозаика естественно занимает ранее пустовавшее срединное место в треугольнике, образованном живописью, классической мозаикой и декоративно-прикладным искусством.

Рис. 1. Берестяная мозаика под матовым лаком.

По технике и материалу она ближе всего к такой разновидности мозаики, как маркетри по дереву, а по яркости художественного результата – к флорентийской мозаике, но мягче их во всех смыслах. Малая физическая твердость самой бересты и красочного слоя на ней почти исключает возможность прикладных применений, требующих частого контакта с поверхностью, но открывает прямой и широкий путь к применениям живописным. В полном соответствии с этой особенностью определяется и место берестяной мозаики в окружении человека: оно – в его внутреннем, теплом пространстве пребывания, в ежедневном контакте с произведением. Сверх эстетики живописи такая картина несет в себе фундаментальность структуры, свойственную крупным пространственным объектам и всем формам природы, основанным на явлении живой клетки. Возможности выявлять эту структуру в берестяной мозаике также уникальны – она допускает как очень большие модули, так и очень мелкие, практически любых соотношений сторон и формы. Первыми можно очень удачно показывать тонкое распределение разнообразных пространственных сил, вплоть до космических (делать видимыми электромагнитные поля, например, движения стихий), вторыми – "выписывать" сложное строение живых тел, гор, цветовые и яркостные градиенты, лучи, окантовки и множество других вещей (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Моделирование из однородного фона пространственной структуры области радианта метеорного потока.

Рис. 3. Мозаичный набор оперения птицы.

Свободное же введение в технику элементов инкрустации, аппликации, подрисовки и отделки еще усиливает ее потенциал, делает искусство более синтетичным и необычайно выразительным.

Широкие возможности смешанной техники и особенности фактуры бересты обусловили и выбор тематики для первой серии картин, в полном согласии с основой идейного содержания наступившего века, которую можно было бы обозначить всего двумя словами: "одухотворенный космос". Открытие в том, что поверхность бересты в виде мелких параллельных неровностей рельефа и хорошо заметных, крупных штрихов явилась идеальной несущей и окружающей средой для лучей. (Отсюда и название мастерской – Лученец, город лучей). Аппликация на готовую мозаику вырезанных из бересты же главных звезд, лучиков полярных сияний из соломки диких злаков, налагаемых на высокоинтенсивный цветной фон, набивка краской более мелких звезд и Млечного Пути венчают метод в астрономическом приложении (рис. 4 - 6). Результаты получаются более чем убедительными. Эксперименты в этой области только начались; по мере их продвижения будет пополняться и описание.

Рис. 4. Смешанная техника: аппликация звезд с подрисовкой ореола, применение соломки для изображения волн.

Рис. 5. Наложение лучиков Сияния на цветной мозаичный фон.

Рис. 6. Набивка звезд Скопления по градиентному мозаичному фону.

Студия "Лученец" задумана и реализуется как часть более широкого авторского культурологического проекта, предоставляющая художественные иллюстрации ко многим его темам. В частности, картины первой серии "В поисках художественной правды" основаны на сопоставлениях из статей цикла "Жизнь космоса в образах человеческой культуры". В дальнейшем галерея работ пополнится новыми тематическими сериями, расцветет красками живой природы; будут испытаны возможности новой техники в орнаментальном, символическом искусстве, и можно предполагать, что результаты также не будут походить на простое копирование узоров и композиций прошлого.

Лицо любого искусства представляет единство материала, художественной техники и круга идейной тематики. Берестяная мозаика в этом смысле не исключение. В отличие от смальты, керамики, камня и эмали, она не обещает человеку вечного и притом высокоценного материально, не ставит рекордов по числу элементов в картине, не блещет богатыми рамами, которые ей совсем не идут, а просто приносит в дом и день животворящие излучения образов объективной красоты, то есть выполняет основное предназначение искусства. Демократичный от природы характер бересты в этом случае становится идеальным проводником в мир высокого искусства, которое в принципе может украсить любой дом, и более того – вызвать и помочь реализовать его обитателям потребность в собственном творчестве.

Анатолий Скобелкин,

февраль 2016 г.